alexgroup-studio.ru – Программы, безопасность, обзоры, новости

Программы, безопасность, обзоры, новости

Что такое M2M, кому это нужно и как будет развиваться. Российские сотовые операторы: активный рост сегмента M2M Следить за всем и каждым


M2M – ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Банкоматы, POS-терминалы, торговые и платежные терминалы; Удаленные измерения (датчики в системе ЖКХ или производства, измеряющие расход жидкости/газа, температуру и др. параметры); Мониторинг подвижных объектов (отслеживание местоположения автомобиля/такси/грузовика, его состояния и связь с водителем); Телематика в персональных авто (информация о пробках, тревожная кнопка, вызов помощи на дорогах); Охранные и противоугонные системы; Потребительская электроника (навигаторы, трекеры, бытовая техника). Телематика Области применения -объединение средств телекоммуникаций и информационных технологий для интегрированной обработки и передачи информации; M2M (machine-to- machine) -взаимодействие удаленных устройств при помощи технологий связи для обработки и обмена информацией.


М2М менеджер – это удобный универсальный инструмент для управления удаленным технологическим оборудованием – М2М-устройствами. Услуга предоставляет возможность для получения объективной и полной статусной, статистической и иной информации о процессе эксплуатации удаленных устройств. Возможности услуги: Индикация статуса SIM-карт в реальном времени (активна/заблокирована, статус регистрации в сети и др.); Оперативное изменение статуса карт (блокировка/разблокировка; установка лимитов, уведомлений), в том числе групповыми операциями; Оптимизация затрат (полный контроль за трафиком и возможности оперативного регулирования); Мощная система формирования отчетов для отслеживания трендов и выявления некорректной работы оборудования. РЕШЕНИЕ ОТ МТС – «М2М-МЕНЕДЖЕР»


ПРЕИМУЩЕСТВА УСЛУГИ Эффективность бизнеса Снижение расходов владения парком М2М-устройств; Прозрачность управления удаленными объектами. Расширенные возможности для развития своего бизнеса Мониторинг и статистика Удобное отображение информации с использованием фильтров, группировок и групповых операций; Возможность получения статистики и графиков использования SIM-карт в виде отчетов. Оперативное управление Возможность менять статус собственных SIM-карт и задавать лимиты их работы (ограничения по трафику, количеству SMS и т.п.) в режиме реального времени; Возможность проведения единичных и групповых операций по SIM-картам – блокировка/разблокировка, установка лимитов, создание отчетов и статистики; Уведомления о состояниях SIM-карт: превышения лимитов, блокировки и т.п. по СМС или. Единый доступ к контрактам разных регионов Удобство использования Персональный кабинет пользователя по мониторингу статуса и управлению своими SIM-картами, используемыми в М2М-устройствах; Удобный и понятный интерфейс; Все действия доступные через портал также доступны через внешний API; Возможность доступа к системе с различными правами и создания иерархии устройств.


КАК РАБОТАЕТ УСЛУГА? В рамках услуги клиенту предоставляется web-интерфейс(API) к платформе, которая позволяет ему оперативно и наглядно контролировать и изменять параметры услуг (SIM-карт); Платформа взаимосвязана с основными узлами сети МТС, что позволяет осуществлять мониторинг и выполнение операций он-лайн.


СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ М2М-ОБОРУДОВАНИЯ 6 ПАРТНЕР Новые возможности: -Возможности мониторинга СИМ-карт -Сим-карты вне вашего баланса -Отсутствие дебиторской задолженности по SIM- модулям -Четкая структура клиентов -Снижение затрат на техническую поддержку








ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРФЕЙСА Настройка уведомлений о событиях с отправкой на или SMS


Если вы из тех, кто уверен, что человечество вымрет в тот момент, когда холодильники с автомобилями научатся запросто вступать в преступный сговор против своих хозяев, то у нас для вас есть две новости. Плохая и хорошая. Плохая заключается в том, то чисто технически возможности для этого уже практически есть. Любые устройства могут быть оборудованы доступом в интернет и обучены передавать данные в сеть без человеческого участия. Хорошая новость - благодаря этому самому взаимодействию устройства с устройством (M2M, то есть Machine-to-Machine, «машины-с-машиной») мы с вами сможем жить комфортнее, качественнее и безопаснее, и машинам предстоит сделать еще немало добрых и полезных вещей, прежде чем у них появится время и возможности для того, чтобы взбунтоваться, как пророчат нам классики фантастики.

Если вы из тех, кто уверен, что человечество вымрет в тот момент, когда холодильники с автомобилями научатся запросто вступать в преступный сговор против своих хозяев, то у нас для вас есть две новости. Плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что чисто технически возможности для этого уже практически есть. Любые устройства могут быть оборудованы доступом в интернет и обучены передавать данные в сеть без человеческого участия. Хорошая новость – благодаря этому самому взаимодействию устройства с устройством (M2M, то есть Machine-to-Machine, «машины-с-машиной») мы с вами сможем жить комфортнее, качественнее и безопаснее, и машинам предстоит сделать еще немало добрых и полезных вещей, прежде чем у них появится время и возможности для того, чтобы взбунтоваться, как пророчат нам классики фантастики.

Кое-какие возможности M2M доступны уже сегодня, причем даже в Украине. Кое-какие интересные кейсы применяются в других странах, но легко могут быть внедрены и у нас. Кое-что, конечно, все еще находится в стадии идей и задумок, но будущее надвигается так стремительно, что даже идеи уже не за горами. Мы в редакции задались вопросом, что уже происходит в мире, где машина научилась общаться с машиной, и вот что выяснили.

1. Что такое M2M и зачем мне об этом знать?

M2M, оно же межмашинное взаимодействие, оно же M2M телеметрия, вездесущая Википедия определяет как «общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом, или же передавать ее в одностороннем порядке». На бытовом уровне это могут быть счетчики, которые передают данные об использованных электричестве или воде напрямую в организацию, предлагающую услугу, минуя вашу беготню на лестничную клетку или под ванную за актуальными данными и специально обученных «бабушек», которые раз в какой-то период проверяют, чтобы вы не обманывали ЖЕК. На уровне общества – это возможность отслеживания движения автобусов, дополнительная плетка для таксиста, чтобы тот не гонял со скоростью 120 км/ч по городу, распугивая школьников и собак, это актуальная информация о состоянии лифтов в жилых домах. На уровне бизнеса – это контроль за работой всех объектов корпорации. На уровне промышленности – это мониторинг и своевременное исправление проблем на производстве. И многое другое, на чем мы подробнее остановимся дальше.

2. То есть это «интернет вещей»? Или «интернет вещей» – это M2M? Или это вообще все разное?

Сегодня развелось такое количество терминов на тему «умных» машин, которые лелеются различными вендорами и провайдерами услуг, что порой сам черт ногу сломит в том, кто кому интернет и что вообще для чего.

Начнем с того, что есть два параллельно существующих термина-синонима – «интернет вещей» (продвигается Intel) и «всеобъемлющий интернет» (детище Cisco, менее прижившееся в нашем массовом информационном пространстве). Это такое глобальное понятие, которое охватывает и мир устройств, способных взаимодействовать без человека, и мир оборудования (различных чипов, например), необходимых для реализации возможности этого общения), и технологии, протоколы, стандарты, и каналы связи. «Интернет вещей» – это Big Data, к которой лучшие умы и бизнесы современности только ищут подход для вычленения полезной информации.

M2M (для простоты понимания и сокращения объемов текста остановимся на этом термине) – это часть «интернета вещей» или «всеобъемлющего интернета». То, что касается подключенных устройств и ассоциированных с этим приложений, готовых программных и аппаратных решений, архитектур, конкретных структурированных данных, которые имеют конкретного владельца, который эти данные анализирует.

Мне на ум приходит ассоциация с литературным произведением, у которого есть тема и идея. Идея – это то, что хотел сказать автор, тема – каким образом он донес свою мысль. По аналогии «интернет вещей» – это о том, что подключено к сети, M2M – это как подключено, то есть конкретные инструменты.

Вот как-то так

Если заземлиться в конкретные цифры, то «интернет вещей» сегодня объединяет около 9 млрд устройств, подключенных друг к другу разным способом. 6% этих устройств используют операторскую инфраструктуру, остальные – другие типы подключения, например, радиорелейную связь, кабель и т.д.

Предполагается, что к 2020-му количество устройств в «интернете вещей» достигнет 23 млрд. Из них около 8% будут подключены при помощи обычной сотовой связи и еще около 11% при помощи нового стандарта LPWA , разработка которого в данный момент ведется 27 ведущими операторами мира, а также вендорами и производителями микросхем и оборудования для мобильных сетей. Этот стандарт подразумевает возможность передачи данных на большие расстояния и при этом низкое энергопотребление. Бытует мнение, что его внедрение приведет к взрывному росту M2M в частности и «интернета вещей» в целом.

3. Смарт-браслеты, часы, холодильники, «умные» счетчики – это все тоже M2M? Или это «интернет вещей»?

В потребительском сегменте, в масс-маркете, M2M – это как раз носимая электроника, медицинское оборудование, крупная бытовая техника, такая как холодильники, мелкая бытовая техника и даже совсем не техника. В связи с последними вспоминается интересный кейс с «умными» домашними фильтрами для воды, которые умеют оповещать производителя, когда пора менять кассету. В целом, многие производители электроники и бытовой техники работают в направлении «умной» техники. Но само понятие «умный» не указывает сразу на M2M. Есть устройства (и это большинство браслетов, например), которые подключаются к смартфону через Bluetooth и управляются через приложение. Это не M2M. M2M – это когда у устройства есть собственный чип или подключение к интернету другим способом для передачи данных, и передача эта происходит автоматически, без волшебного пинка со стороны пользователя.

4. А мобильные операторы тут причем?

M2M появился задолго до массового распространения передачи данных и даже до GPRS. Но внедрение и распространение доступных тарифов на мобильный интернет через GPRS позволило удешевить M2M и расширить сферу применения. Сегодня это очень перспективная технология.

Ранее, например, звонок из застрявшего лифта в диспетчерскую также осуществлялся при помощи аналоговой связи.

Многие данные вообще мониторились людьми.

У банков была возможность подключать свои терминалы только кабелем. Оптическим, медным, радиорелейным. Это все было крайне дорого – построить «последнюю милю» физическую, протянуть кабель к каждому банкомату. Поэтому они начали смотреть в сторону альтернативных решений. Первое время на GSM как замену кабелю смотрели с опаской из-за вопросов безопасности. Но GSM сама по себе достаточно безопасная связь, да и банки дополнительно шифруют соединение на всех уровнях. Например, когда вы платите в POS-терминале карточкой и таким образом отправляете данные о своих паролях, шифрование осуществляется на всех уровнях. То есть риска для банков нет, то же самое и с GSM-связью, и банки сейчас пришли к тому, что около 60% подключений банкоматов (в Украине) происходит через карточку оператора. Это дешевле, быстрее, это безопасно.

5. Значит, банкоматы уже такие умные, что сами себе деньги могут заказывать по телефону? А еще что интересного?

Да, действительно, украинские (а уж западные банки – тем более) не настолько богаты, чтобы нанимать бабушек с блокнотиками, которые будут проверять количество купюр в банкоматах и приносить свои данные в отделения, откуда потом будут отправляться инкассаторы. Но банки – не единственные пользователи M2M.

В автомобилях тоже есть тренд к тому, чтобы те были подключены к сети. В Украине это пока не работает, даже если вы привезете с собой машину с SIM-картой из-за границы. Но оператор AT&T, например, позволяет оснащать картой свой автомобиль, раздавать через нее Wi-Fi в салоне, подгружать данные о состоянии на дорогах, прокладывать маршрут, подгружать какой-то развлекательный контент. Если случается ДТП, то автомобиль сразу подает сигнал в соответствующую службу без человеческого участия. Технические узлы современного «продвинутого» автомобиля также мониторятся на предмет выявления проблем при помощи сети. Датчики говорят о том, что пора, например, масло поменять или в шинах давление измерить. Учитывается состояние дорог и многих других вещей. Все это есть и будет развиваться дальше.

Автомобиль будущего: и швец, и жнец, и Wi-Fi-точка доступа

В Европе вообще законодательно обязали оборудовать системой eCall все автомобили. ECall – это цифровой звонок, сигнал, который передается автомобилем куда надо в случае ДТП.

Это позволяет всем службам, которые необходимо задействовать в таком случае, быстро отреагировать на вызов, спасти жизнь. В России это же самое осуществляется при помощи GLONASS. В Украине пока ничего подобного нет. Но такие решения позволяют стране иметь свой собственный огромный массив данных (Big Data), который можно использовать, чтобы понять, какие автомобили, где и когда попадают в ДТП. Кроме того, это важно для спасения жизней и обеспечения безопасности на дороге, ведь в экстренных ситуациях счет идет на минуты.

Еще интересный момент, связанный с M2M в автомобилях. У крупных операторов, таких как AT&T, Telefonica, есть международные альянсы. В рамках этих альянсов есть договоренность, что есть некая одна глобальная SIM. И эта глобальная SIM работает в сетях операторов-партнеров как в родной сети, без дополнительных роуминговых затрат. Это очень важно для сегмента автотранспорта, когда, например, машина может быть произведена в Японии, а в итоге она приезжает в Германию. Или наоборот. Везде эта карточка операторов альянса должна работать так, чтобы пользователю не пришлось вникать в то, как ее заменять в поездках в другую страну. Есть порталы, есть платформы, которые позволяют производителю управлять этой карточкой, и девайсом. И активировать ее только тогда, когда она (в машине) дошла, например, до места назначения. И менять оператора, если вдруг по каким-то причинам оператор не подходит. Например, из-за проблем со связью. Эта карточка в таком случае умеет переходить в сеть другого оператора просто на лету.

Cледующий сегмент – финансы. M2M активно используется в платежных терминалах.

Если говорить об Украине, то конкретно на нашем рынке всплеск в сегменте платежных терминалов произошел в 2013 году, когда законодательно было прописано обязательство передавать данные о кассовых операциях в налоговую (кстати, у нас есть интересный материал о том, как госрегулирование влияет на телеком-отрасль в целом) онлайн. Владельцы тех терминалов, которые физически не могут быть подключены к проводу или к Wi-Fi, имеют только один выход – подключать их при помощи GSM-карточки. У бизнеса появилась необходимость покупать модемы к своим кассовым терминалам, чтобы передавать данные. Поэтому этот сегмент моментально увеличился. Влияние на законодательном уровне здесь было одним из ключевых.

M2M применяется и в такой важной для Украины сфере, как сельское хозяйство. Если говорить о конкретных кейсах, то, например, одна из украинских сельскохозяйственных компаний закупила большую партию современных очень дорогих тракторов. Теперь ей важно следить за тем, чтобы тракторы правильно эксплуатировались. Поскольку данная компания является сертифицированным партнером, ей разрешено врезаться в систему трактора без потери гарантии. M2M в данном случае собирает данные о состоянии разных частей трактора. Украинская специфика такова, что помимо этого надо контролировать, чтобы не сливалось топливо или не было «левых» рейсов.

M2M позволяет следить за показанием приборов в реальном времени. Снова отойдем немного от Украины за реальными кейсами. У оператора Turkcell есть сервис Smart Energy, который предоставляется совместно с партнерами. Он позволяет следить за потреблением электроэнергии в разных точках.

Например, у вас есть сеть аптек. Там устанавливается специальный цифровой счетчик с мультитарифной системой учета. Он умеет считать расходы по разному тарифу в зависимости от того, в какое время используются те или иные приборы. В нем есть GSM-модем с карточкой. В Турции такой счетчик ставится за основным счетчиком, поскольку основной традиционно принадлежит компании, предоставляющей услуги энергетики.

Ничего особенного, просто умный счетчик

Этот прибор мониторит потребление. Он может сравнить на карте показатели разных объектов и выявить, если в определенном месте есть странные результаты. Например, потребление в такой же точке зашкаливает, значит, надо разбираться. Фактически для владельца это означает не то, что он поставил такой счетчик и начал экономить. Нет. Он поставил такой счетчик и начал анализировать, собирать историю своего потребления.

Дальше владелец, например, понимает, что целесообразно заменить обычное освещение на LED-лампы. Или обязывает работников точек, уходя, гасить свет. Или он проводит какие-то кампании, и у него есть инструмент, который позволяет замерить результаты до и после. И он видит, что такая-то инициатива помогла сэкономить в деньгах столько, в киловаттах – столько. У этого сервиса есть специальный веб-интерфейс, на котором указывается и прогноз погоды, где есть привязка счетчиков к карте, отчеты и аналитика, удаленная настройка сбора данных, оповещения и нотификации.

В Турции, где высокие тарифы на электроэнергию, которые серьезно повышаются при превышении порога реактивной энергии, много мелких предприятий очень следят за своими расходами, поэтому там услуга пользуется популярностью.

6. А я могу договориться со поставщиком, поставить счетчик, и передавать ему данные онлайн, и платить онлайн, чтобы не приходилось бегать к счетчику за показаниями?

Дома новой застройки, как правило, уже оснащены системами, которые собирают данные по энергопотреблению каждой квартиры и централизованно передают в учетную систему поставщика. В домах старой застройки отдельные пилотные проекты в Киеве есть, но они не массовые, увы.

7. А что в Украине есть такого, что не только для бизнеса?

Есть инициатива диспетчеризации лифтовых хозяйств. Это значит, что каждый лифт должен быть автоматизирован и оснащен доступом в сеть.

Большинство лифтовых сервисных предприятий, уже давно использует SIM-карту для связи с диспетчером. Кроме этого связь нужна для передачи данных об аварийных ситуациях. До использования операторских M2M-каналов связь с диспетчерской осуществлялась по кабелю.

Практически все регулируемые светофоры в Киеве подключены кабелем. Это все очень дорого и тяжело. С кабелями регулярно что-то происходит. То пропадают, то выходят из строя. Поэтому GSM выглядит как хорошая альтернатива. Однако все упирается в дальнейшем в банальное отсутствие денег на переоборудование существующих систем.

8. У нас в некоторых городах Украины общественный транспорт оборудован трекерами, которые позволяют следить за его движением. Это тоже M2M?

Да, транспорт КиевПасТранса оборудован M2M-модулем для мониторинга, поэтому через, например, приложение EWAY можно следить за его перемещением. В нем стоят датчики GPS и карта GSM. GPS передает координаты, а GSM – данные об этих координатах на сервер. Многие владельцы маршруток также оборудуют свой парк автотранспорта, потому как получают реальные выгоды от возможности контролировать перемещение собственного парка.

9. То есть банкоматы и троллейбусы «едят» мой мобильный интернет? Какой объем трафика генерирует банкомат? Или транспорт, который мониторится?

Как правило, это зависит от того, где установлен банкомат, насколько часто происходят в нем транзакции. Но в среднем это 20-50 МБ в месяц. То есть меньше мегабайта в сутки. Один пакет в сессии для мониторинга транспорта в среднем весит 2 КБ, у банковского сектора больше, потому что банкомат генерирует запросы и получает ответы, и так несколько раз за одну транзакцию.

Зачастую в M2M для передачи данных небольшого объема достаточно 2G. Если же объем данных значительный, например, видеонаблюдение, то такие объемы передаются по сути 3G (которая, как мы , активно строится).

10. А для здоровья есть что-то?

Конкретно в Украине здравоохранение – та сфера, где с технологиями негусто. Но в мире M2M в медицине уже применяется. В частности, для мониторинга каких-либо показателей организма и передачи данных лечащим врачам. Хотя для полной гармонии и проникновения M2M в каждый дом необходимо еще наличие большого количества доступных устройств, которые бы могли снимать показания точно в домашних условиях, при этом были бы доступны для больных.

Ни для кого не секрет, что одной из глобальных проблем в здравоохранении является диабет. Количество заболевших исчисляется сотнями миллионов человек, это уже можно смело называть эпидемией. В цифрах в Украине около полутора миллиона страдающих диабетом 1 и 2 типа было только в 2013 году.

Понимая масштабы проблемы, турецкий оператор Turkcell в 2012 году запустил пилотный проект в медицинской школе в Стамбуле, который находится на стыке M2M и медицины. Была выбрана контрольная группа тех пациентов, за которыми врачи наблюдали при помощи M2M-решений. Пациентам с диабетом предлагался глюкометр с Bluetooth, пациентам, у которых есть проблемы с давлением, предлагался тонометр с Bluetooth.

«Умный» набор для ваших бабушек и дедушек

С большими кнопками на случай, если кто-то из них плохо видит

Эти устройства подключаются к специальному устройству-шлюзу, в котором установлена SIM-карта. Шлюз поддерживает два аккаунта, между которыми можно легко переключаться, что удобно для семьи из двух пожилых людей.

Пациенты использовали глюкометры с Bluetooth для регулярных измерений дома. После нажатия на кнопку Upload на шлюзе данные отправлялись через SIM-карту к врачу. Доступ к данным через веб-интерфейс имелся у врача, у родственников пациентов и также мог быть у пациента. Для продвинутых пользователей запущено приложение на Android. Но человеку, который не смыслит в технике, достаточно было померять давление или сахар и нажать на одну кнопку для передачи данных.

Врач, в свою очередь, знает своих пациентов, какие значения для них нормальные или избыточные. Более того, в таблице данных ненормальные значения подсвечиваются красным цветом. У врача собирается история показаний, он видит, когда происходит повышение сахара, если мы говорим о больных диабетом, или давления, если мы говорим о тех пользователях, у которых проблемы с давлением. Так врачу проще определить причину, а пациенту не надо лишний раз ездить в клинику. А в критических случаях при наличии тревожных данных от пациента к нему даже может выехать скорая.

Есть также специальный call-центр, который будет напоминать пациенту, если он вовремя не произвел замеры.

Система мониторинга позволяет снизить риск развития осложнений. Профилактика всегда дешевле лечения.

Продукт предлагается в Турции и на государственном уровне, и частным клиникам. Многие дети готовы оплачивать подобный мониторинг своим престарелым родителям. Они покупают годовую подписку, куда входит оборудование, поддержка call-центра и врачей. Это такое комплексное решение.

Турецкий опыт в будущем планирует перенять «дочка» Turkcell – lifecell.

11. Ну хорошо, а что бизнес в Украине может получить от M2M в нашей стране?

Сегмент платежных, кассовых терминалов и охрана и безопасность – две самые развивающиеся сферы M2M в нашей стране. Затем идет мониторинг транспорта. Также при помощи M2M можно обеспечивать мониторинг мобильных «объектов» компании, т.е. полевых сотрудников, курьеров.

12. Каким образом происходит мониторинг объектов компании?

У сотрудника компании есть телефон с ОС Android и GPS. На него устанавливается специальное приложение. Когда торговый представитель, мерчендайзер, супервайзер, промоутер, курьер выходит на маршрут, он включает это приложение. Включаться такое приложение может только на рабочее время этого сотрудника. Телефон служебный, соответственно, сотрудник должен в рабочее время работать, а не заниматься личными делами.

Сотрудник вышел на улицу – спутники определились. Любые отклонения от маршрута видны в интерфейсе. Был человек в этой торговой точке или не был, сколько времени он там провел. Расширенный пакет такого приложения позволяет назначать маршруты на каждый день. Пользователь просто включает программу и видит готовое задание на этот день. Также софт позволяет передавать фотографии с определенного места. Это полезно, например, для промоутера, который фиксирует результаты своей работы для отчета, или для мерчендайзера, который обходит торговые точки. Он может тут же через программу сфотографировать раскладку товара и передать этот снимок через GPRS в офис. А на месте, в офисе, у его руководителя сразу появляется вся информация из разных точек. Эта услуга давно работает у lifecell и называется «Мобильный GPS».

13. Мониторинг транспорта – это что, как, для чего?

Мониторинг транспорта – услуга, которая направлена как на владельцев логистических компаний, так и на службы такси или других транспортных перевозок. Точные возможности зависят не столько от оператора, сколько от партнера, который обеспечивает «железячную» и программную часть. Об одном из примеров реализации мониторинга транспорта рассказывает Янина Посохова, эксперт по управлению корпоративными продуктами lifecell.

«На сегодня мы работаем с 10 партнерами по предоставлению именно этой услуги. Мы общаемся с корпоративными клиентами, у которых есть свой автопарк, выясняем потребность в мониторинге и презентуем клиенту решение. Клиент выбирает то решение, которое его устраивает по тому, насколько широки возможности web-интерфейса, или по тому, какие датчики в машине он желает использовать, по финансовым соображениям. У некоторых партнеров есть датчики, которыми можно оснастить всю машину. У некоторых – чисто мониторинг и контроль скорости. Т.е. мы подключаем совместно с партнером. Кстати, на нашем сайте можно ознакомиться со всеми решениями для бизнес-клиентов.

Автопарк оснащается модулем GPS для сбора координат и GSM-картой со специальным тарифом для передачи данных на сервер сбора информации.

Когда машина передвигается по открытой местности, спутники ее всегда видят и передают данные о маршруте. Если машина находится в гараже, то спутники ее не видят. Но некоторые наши партнеры уже нашли выход и из этой ситуации – по cell ID, то есть по сотам, которые показывают, где находится автомобиль с SIM-картой, когда нет сигнала GPS.

Периодичность передачи сигнала настраивается на усмотрение пользователя. Обычно это 30-60 секунд, тогда маршрут видно полностью на карте. Можно увеличивать интервал опроса хоть до 1 часа, но тогда маршрут движения не будет выглядеть так отчетливо.

У владельца услуги есть огромные возможности для мониторинга и управления буквально всем. Можно обрисовать геозоны, чтобы в случае выхода машины за пределы какой-то геозоны владельцу услуги поступало оповещение об этом.

Услуга позволяет замерять скорость движения автомобиля. В веб-интерфейсе будут отображаться все нарушения скоростного режима и экстренные торможения, которые имели место.

Для контроля слива топлива тоже есть свои датчики.

Программное обеспечение для M2M умеет составлять маршрутные листы. Машину можно привязать к водителю и формировать маршрутные листы. Эта система позволяет автоматизировать и упростить многие процессы для транспортных компаний.

У нас, как у оператора, есть решение для таких компаний, специальный тариф. Как для использования в Украине, так и за ее пределами. В роуминге очень дорого использовать GPRS. Тем не менее, есть запрос со стороны бизнеса, поскольку из Украины за границу ездит как пассажирский, так и грузовой транспорт. Чтобы убрать этот ценовой барьер, мы определили около 20 стран, в основном Европа, плюс страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Россия, Беларусь, Молдавия), где установили перечень операторов, в сетях которых регистрируется карточка и передает данные. В этих сетях действуют льготные тарифы на GPRS – это 10 гривен за мегабайт. Для роуминга это совсем малые деньги. Поэтому наши корпоративные клиенты активно пользуются этим тарифом.

В январе месяце для компаний, которые работают в M2M-вертикалях, мы расширили возможности Системы самообслуживания и запустили услугу «M2M Менеджер» для мониторинга и управления M2M-линиями. Теперь Администратор корпорации может в своем Личном кабинете управлять своими линиями: и голосовыми, и M2M. В разделе «M2M-линии» будут доступны для управления, контроля и работы с данными/отчетами именно те линии, которые клиент определил как M2M. Имеется в виду, что он сам это определяет.

Администратор может изменять отображение информации в главном окне сервиса под себя. Например, добавить идентификатор устройства, положение объекта (например, через SMS-пинг), заметку (комментарий) по данному объекту (например, фамилию водителя, адрес) и многое другое.

Детали по линии он может посмотреть, кликнув на ее номер. Тут отображается та информация, которой не было в Главном меню. Статус предоставления услуг роуминга, какой баланс линии и остаток пакетов, что с доступами, есть ли кредитный лимит и т.д.

По клиентскому запросу в настройках услуги M2M VPN-тоннели могут быть построены с применением отдельной точки доступа, через которую будут передаваться данные. Точка доступа для подключения интернета, например, в смартфоне – стандартная, ею пользуются все. Она открытая и имеет динамический IP-адрес, который выдается на одну сессию. А клиентам надо иметь выделенный IP-адрес, иначе не будет возможности найти карточку в сети. Поэтому строятся отдельные точки доступа. Клиент, который уже имеет свою персональную точку доступа, может удалять общие точки доступа, которые ему не нужны, и добавлять собственную точку доступа на свои линии. С IP-адресом такая же ситуация. Возможность самостоятельно этим всем управлять значительно экономит время и клиенту, и оператору.

Для владельца корпорации M2M и обычная связь могут быть как на одном контракте, так и на отдельных. Все зависит от пожеланий владельца.

Всю информацию из личного кабинета можно экспортировать и работать с ним в Excel.»

14. А когда вы пишете, что речь идет о «готовом решении», что подразумевается под этим «решением»?

«Готовое решение» подразумевает предложение по оборудованию, программному обеспечению и тарифному плану оператора. Оператор не берется консультировать и подбирать оборудование для клиента, в данном случае это зона ответственности партнеров. Чем больше функциональных возможностей, тем выше стоимость решения. Оператор в свою очередь предлагает подходящий тариф и обеспечивает специальными SIM-картами, предоставляет возможность контроля и управления картами.

В случае с M2M это скорее будут даже SIM-чипы – более надежные и практичные решения, которые гарантировано будут служить лет 10 как минимум. Такие SIM-чипы не вставляются в GSM-слот, а впаиваются. Они позволяют минимизировать размер самого девайса, кроме того они термо- пыле- влагозащищенные. Впрочем, бывают и термо SIM-карты. Они стандартного размера, как обычные «симки», но с дополнительной защитой. Еще у них отсутствуют счетчики аутентификации, что позволяет продлить срок службы карточки..

SIM-чип и его устройство

15. SIM-карты M2M к нашим 140% проникновения мобильной связи в Украине имеют отношение? Или их отдельно считают?

M2M сидят в этих цифрах, никто их отдельно не считает. В крупных компаниях, таких как Turkcell, VimpelCom, AT&T ведется отдельная статистика и есть отдельный отчет по M2M-линиям. В Украине масштабы пока не те, поэтому необходимости такой нет. Все-таки наша страна отстала от значительной части мира в плане технологий.

Сравнительно молодой сегмент Machine-to-machine (или M2M) в российских сотовых сетях быстро развивается. Передача телематической информации и удаленный мониторинг, контроль местоположения транспортных средств и сотрудников компании, видеонаблюдение и организация VPN-сетей, – миллионы существующих живых и потенциальных «железных» абонентов могут существенно «разогреть» новый рынок. К тому же попутно решив множество проблем в различных сферах, связанных с необходимостью удаленного контроля.

Термин «телематика» подразумевает объединение телекоммуникаций и информационных технологий с целью передачи информации между различными устройствами на расстоянии. Взаимодействие устройств (машин) при помощи технологий связи получило название Machine-to-machine или M2M. Распространение мобильной связи в мире и в России способствует быстрому развитию M2M-сервисов, поскольку обеспечивает недорогой и эффективный способ связи между устройствами в зоне покрытия сотовой сети. Сегодня практически любое устройство, снабженное микропроцессором, может быть подключено к сети с помощью GSM-модуля и обмениваться данными с другими устройствами или центром обработки информации по каналам GPRS, SMS, CSD (Circuit Switched Data - стандартная технология передачи данных с коммутацией каналов в сети GSM) или MMS.

M2M в мире и в России

Оценивая мировой рынок M2M, эксперты приводят следующие цифры: сегодня в мире действует около 100 млн устройств, дистанционно передающих данные в центры обработки информации. По их оценкам, оптимальный способ передачи данных M2M - через беспроводные сети. Связано это как с экономией на прокладке кабелей, так и вчетверо меньшей продолжительностью самой сессии передачи данных между устройствами в беспроводных сетях (5 секунд) по сравнению с проводом (20 секунд). По оценке агентств Future World Consultancy, RSA, Allied Business, Berg Insight и ABI Research, прогнозируемый ежегодный рост рынка М2М в мире 2012 года составит 80-120 %.

По оценкам МТС, M2M-сервисы в России и странах СНГ сегодня находятся на первоначальном этапе развития, а количество M2M-модулей в сети МТС на наиболее развитом рынке Москвы сегодня составляет менее 1 % абонентской базы. В то же время российский рынок M2M стремительно растет, и, по самым консервативным оценкам компании, число пользователей M2M сервисов МТС в России превысит 3 млн в ближайшие пять лет.

По словам вице-президента МТС по коммерческим вопросам Михаила Герчука, первым шагом МТС в стратегии развития M2М-сервисов стал запуск тарифа «Телематика». По его условиям в рамках подключения различных пакетов GPRS (от 5 до 90 Мбайт) с фиксированной абонентской платой стоимость 1 Мбайт трафика составит 2,8 рубля (вне/сверх пакета - 4,75 рубля). Порог округления трафика составляет всего 1 кбайт, что является оптимальным, учитывая малый объем каждой телематической сессии.

МТС уже реализует подобный совместный с МОЭК («Московская объединенная энергетическая компания») проект в секторе М2М. Проектом предусмотрена передача защищенных данных о расходе энергоресурсов в рамках автоматизированной системы мониторинга. SIM-карты МТС установлены в счетчики потребления энергоресурсов, которые обеспечивают непрерывную передачу информации на сервер Центральной системы учета энергоресурсов МОЭК. Передача информации по каналам связи МТС происходит практически мгновенно, поэтому подсчет осуществляется с максимально возможной точностью. Это позволяет вести оптимальное планирование поставок энергоресурсов, а значит - улучшить энергосбережение, сократить потери и сэкономить топливо. По оценкам экспертов, внедрение автоматизированной системы технического учета энергоресурсов позволяет снизить энергопотребление до 10 %.

Усиленное внимание сегменту М2М уделяют и другие игроки рынка. По словам начальника отдела по связям со СМИ компании «МегаФон» Татьяны Зверевой, оператор был первой компанией на российском рынке, выпустившей федеральное предложение, рассчитанное на этот сегмент.

«Запущенное в 2006 году предложение «Управление удаленными объектами» до сих пор имеет ряд уникальных преимуществ - нетарифицируемый роуминг по России и единые тарифы для всей страны. Также клиентам, которым это необходимо, мы предоставляем защищенный канал, обеспечивающий безопасность и сохранность данных. Как показывает практика, подобные предложения интересны для банков и компаний, работающих с различными счетчиками и терминалами оплаты, - это порядка 1 % компаний на российском рынке», - рассказала Татьяна Зверева.

Услуга «Управление удалёнными объектами» предназначена для защищенного беспроводного доступа к информации об удаленных объектах, объединенных в технологические сети. Услуга позволяет обеспечить обмен информацией с удаленными объектами по GPRS, SMS и CSD-каналам, включая передачу отчетов, прием команд и осуществление определенных операций. Кроме того, возможно создание беспроводных сетей для сбора данных и быстрое расширение сетей за счет подключения новых объектов за минимальное время. Размер абонентской платы (нужно приобрести отдельную SIM-карту и GPRS-модем) составляет от 95 до 480 рублей (15 Мбайт и 150 Мбайт данных соответственно) в месяц, при этом трафик округляется в 2 Кб (средний объем передаваемых данных в течение каждой сессии). Кроме того, в качестве резервных каналов передачи данных могут использоваться SMS (1 рубль) и голосовые каналы CSD (1,4 рубля/минута).

В «Билайне» сегмент M2M тоже считают интересным и перспективным. В пресс-службе оператора отмечают, что компания уже около года работает в этом направлении, предлагая специальные тарифные планы и решения для данного сегмента. Из уже реализованных проектов для корпоративных клиентов «Билайн» стоит отметить национальный тарифный план «Мониторинг» с использованием EDGE/GPRS, CSD-каналов, который позволяет повысить эффективность и управляемость бизнеса клиента. Он предназначен для использования в охранных и логистических системах, банкоматах, терминалах оплаты, системах мониторинга ЖКХ и транспортных средств. В абонентскую месячную плату в 45 рублей включено 15 Мбайт GPRS-интернет-трафика, 15 минут исходящих CSD-вызовов (все входящие бесплатно). Пакеты данных округляются по 10 КБ, а сверх пакета 1 Мбайт данных обойдется в 3,45 рубля (с 00:00 до 08:00) и 6,45 рубля (с 08:00 до 00:00). В соответствии с тарифным планом SMS обойдется клиенту в 1,45 рубля, а 1 минута исходящего трафика CSD - в 1,45 рубля (с 00:00 до 08:00) и в 2,45 рубля (с 08:00 до 00:00).

...плюс GPS и определение месторасположения

Кроме собственно передачи телематической информации, сотовые операторы активно предоставляют свои сети и для определения местоположения любых объектов. Для этого на транспортных средствах устанавливается мобильный терминал с GPS-приемником, который через определенные промежутки времени передает информацию в диспетчерский центр по GPRS/SMS-каналам операторов.


Так МТС в партнерстве с «Ситроникс» внедряет проект по автоматизированному мониторингу автотранспорта с помощью услуги «НИКА» для «Компания Юнимилк» (см. новость раздела от 19 января 2010 г.). Ранее МТС уже реализовал подобные проекты с Московским метрополитеном и Зеленоградским автокомбинатом. Последнему благодаря внедрению такой системы удалось сократить непроизводственные пробеги автомобилей и расход горюче-смазочных материалов на 5 % и обеспечить снижение расходов на 6,1 млн рублей в год.

«МегаФон» предлагает услугу «Мобильный дозор» для корпоративного сектора, предназначенную для определения местонахождение любого мобильного объекта с помощью абонентского GPS/ГЛОНАСС-устройства со встроенной SIM-картой. Абонентская плата с каждого терминала в месяц составляет 800 рублей, в нее включены 5 Мб GPRS/EDGE-трафика, а также 20 исходящих SMS-сообщений. Передача 1 Мб данных (GPRS/EDGE) стоит 7 рублей, а SMS - 1 рубль (как для домашнего региона, так и для роуминга). Бесплатное получение данных по голосовому каналу (CSD) обойдется в роуминге уже в 9 рублей за 1 минуту.

«Билайн» реализует услугу «Мониторинг транспорта» в партнерстве с компаниями «М2М Телематика» и «Нэксо-ТК».

Начальник отдела по работе с корпоративными клиентами
компании «М2М телематика» Марина Бокша

По словам начальника отдела по работе с корпоративными клиентами компании «М2М телематика» Марины Бокша, совместная с «Билайн» программа «Мониторинг транспорта» подходит для компаний, имеющих собственный автопарк, из различных отраслей экономики: транспорт, строительство, ЖКХ, логистика, торговля, производство товаров и услуг, финансы и медицина. Это комплексное решение, направленное на повышение эффективности работы автотранспортных предприятий за счет решения различных задач по управлению и контролю за парком транспортных средств. Беспроводное соединение по сети «Билайн» (GPRS) обеспечивает доступный способ связи оборудования, установленного на транспортных средствах, с диспетчерским пунктом предприятия. У клиентов, подключившихся к «Мониторингу транспорта», есть возможность контролировать расходы на услуги передачи данных, используемые в системе мониторинга (оплата телематических услуг «М2М телематики» и услуг связи осуществляется через единый счет «Билайн»).

Следить за всем и каждым

Но удаленно контролировать можно и местоположение каждого сотрудника компании. Для корпоративных клиентов МТС предлагает услугу «Мобильные сотрудники», где определение местоположения сотрудников и транспорта клиента будут вестись на основе двух технологий MPS (Mobile Positioning System - система определения местоположения абонента на базе ресурсов беспроводных сетей) и GPS. При этом точность определения местоположения мобильного телефона в пределах города (MPS) составляет 150-500 метров и 2-6 км за городом, а при использовании оборудования с функцией GPS точность определения местоположения увеличивается до 5 метров. Услуга «Мобильные сотрудники» позволяет получать информацию о перемещениях сотрудников, автомобилей или грузов с заданным интервалом или по расписанию, формировать автоматические отчеты о перемещениях, выполнении заданий сотрудниками, а также о пробеге и расходе топлива автотранспортом. Применение услуги не только позволяет осуществлять точный регулярный удаленный контроль, но и создает возможность более продуктивной корреляции и корректировки маршрутов. На сегодняшний день услуга доступна более чем в 130 городах России, ее можно подключить на базе следующих специальных тарифов: «Классический» (ограниченное фиксированное количество запросов за месяц, а также использование дополнительных «пакетов» запросов) и «Безлимитный» (неограниченное количество запросов местоположения в месяц).

Между тем с 25 января 2010 года МТС планирует запустить и обновленную услугу «Мобильный телохранитель» (система обеспечения личной безопасности, позволяющая в случае угрозы оперативно вызвать мобильный наряд милиции или службы реагирования с помощью обычного сотового телефона). Для подключения к услуге «Мобильный телохранитель» абонентам необходимо заполнить договор охраны со специальным приложением, где указываются все координаты абонента. При нажатии одной кнопки на сотовом телефоне абонента происходит автоматический набор телефонного номера мониторинговой станции. Дежурный оператор, автоматически получая все данные, указанные при заключении договора охраны, немедленно посылает по указанному адресу группу вневедомственной охраны. Эта услуга доступна для всех пользователей мобильных телефонов, подключенных к сети МТС на территории Москвы и МО. Абонентская плата составляет 30 рублей/сутки, при этом для подключенных к этой услуге абонентов МТС предоставляется бесплатный выезд группы реагирования не чаще одного раза в месяц (30 календарных дней), второй и последующие выезды в течение одного месяца предоставляются на дополнительных условиях.

«МегаФон» присутствует на этом рынке с услугой «Корпоративный навигатор», действующей по всей России и предназначенной для контроля перемещения сотрудников компании. В любой момент времени их местоположение показывается посредством WEB-интерфейса на подробной карте в Интернете, кроме этого, координаты сотрудников доступны посредством WAP-сервиса, SMS и USSD-запросов. Абонентская плата различна и варьируется в зависимости от количества запросов, самый маленький пакет в 10 запросов обойдется в 45 рублей/месяц, а самый большой - в 1000 запросов - будет стоить уже 2300 рублей. К наиболее интересным дополнительно оплачиваемым сервисам здесь можно отнести подключение оповещения о входе/выходе из заданной зоны (с интервалом в 3 и 8 часов, 5 дней), а также построение маршрута на Web-сайте с определением координат абонента.

«Билайн» реализует услугу «Мобильный навигатор» совместно с компанией «ГПС».

VPN и видеонаблюдение

Кроме того, услуги мобильной передачи данных можно использовать и при организации корпоративных VPN-сетей (Virtual Privat Network). Услуга «Мобильный VPN» от «Билайн» предназначена для построения защищенных виртуальных сетей, причем как с использованием операторов фиксированной связи («СЦС Совинтел» («Голден Телеком», ныне входящий в «Билайн»), Orange Business Services («Эквант»), «ТрансТелеКом»), так и без них. Чтобы пользоваться услугой, клиенту необходим ноутбук или карманный компьютер с поддержкой GPRS. При необходимости к корпоративной VPN-сети можно подключить терминалы, банкоматы и другое оборудование.

Коммерческий директор «Скай Линк» Андрей Цыбаков отмечает, что при организации VPN-каналов мобильный Интернет незаменим. Он нужен для коммутации сети банкоматов, систем безопасности, при оснащении вышек в системах экологического и метеорологического мониторинга, мониторинга дорожной обстановки и различных бизнес-задач.

При этом скорость мобильного Интернета (для «Скай Линка» это технология 3G/EV-DO cо скоростью передачи данных до 3,1 Мбит/с по линии «вниз») позволяет организовать и системы онлайн-видеонаблюдения. Абоненты «Скай Линк» в Московском регионе уже сейчас могут воспользоваться беспроводной интерактивной системой мониторинга и управления CDMA SMART VISION, разработанной компанией «Видеофон». Коробочный комплект включает в себя USB-модем «Скай Линк» и портативную видеокамеру компании «Видеофон» (ее стоимость 11 тыс. рублей без НДС), а система может быть активирована с любым тарифным планом оператора, в зависимости от объема трафика. К ней можно подключить до 60 внешних датчиков охранной сигнализации различного назначения (движения, задымления, открытия и т. д.), при срабатывании которых (т. н. «тревожное событие») происходит оповещение пользователя с помощью SMS или по электронной почте. Онлайн-трансляция в Интернете может осуществляться через WEB-браузер в трех режимах: покадровый, слайд-шоу и видео.

По словам Андрея Цыбакова, системы видеотрансляции на основе 3G-интернета «Скай Линк» уже используются в Санкт-Петербурге, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске, Рязани и Омске. Главным образом, они предназначены для мониторинга дорожной обстановки в местах с наибольшей концентрацией автотранспорта и поддержания общественного порядка на улицах. Например, в Санкт-Петербурге это помогло организовать круглосуточный видеомониторинг дорожной ситуации на мостах. Своим абонентам в Санкт-Петербурге оператор предлагает комплект для видеонаблюдения за удаленными объектами «Всё под контролем!». В его состав, в зависимости от конфигурации, может входить 1-4 видеокамеры с блоком питания, IP видеорегистратор, маршрутизатор C-motech CNU-680PRO, комплект проводов и R-UIM-карта. Стоимость такого комплекта без учета стоимости модема составляет 17,8 тыс. руб. Кроме того, «Скай Линк» предлагает еще один комплект с IP-видеокамерой, объединившей в одном устройстве аналоговую и цифровую составляющие, и маршрутизатором C-motech CNU-680 PRO с поддержкой EV-DO Rev.A за 18 950 рублей. Предлагается и специальный тарифный план «Видеонаблюдение», включающий в месячную абонентскую плату 500 рублей услугу «Публичный статический IP-адрес» и 250 Мбайт трафика. Сверх лимита 1 Мбайт будет стоить 1 рубль, а исходящие звонки внутри сети «Скай Линк Санкт-Петербург» - 50 коп./минута, исходящие местные звонки обойдутся в 1,35 руб./минута, а SMS - 1,5 рубля.

В целом, по словам Андрея Цыбакова, в сегменте М2М мобильный Интернет имеет хорошие перспективы. В «Скай Линке» видят устойчивый спрос со стороны корпоративных клиентов, особенно в местах с низким проникновением кабельных сетей. В частности, такие заказчики применяют беспроводные модемы для различных систем телеметрии, мониторинга и навигации.

Специальный корпоративный тариф для передачи данных. Интересен своей «нечеловеческой» сущностью, дополнительным функционалом и возможностью гибкой настройки под нужды определенного клиента.

С параметрами тарифа можно ознакомиться на сайте , ниже перечислены основные области применения SIM-карт с этим тарифом:

  • Мониторинг транспорта и подвижных объектов – получение информации о местоположении и маршруте следования а/м (грузовой транспорт, курьерская доставка, такси и т.д.) на пульт управления;
  • Мониторинг трубопроводных систем - удаленные измерения расхода жидкости (газа), температуры, других параметров технологической среды.
  • Платежные системы – передача транзакций в процессинговый центр от банкоматов, POS-терминалов, уличных терминалов оплаты услуг и т.п.;
  • Безопасность – передача сигнала и дополнительных данных (например, координат) по нажатию тревожной кнопки, противоугонные системы, видеонаблюдение и др.

Важная особенность тарифа – отсутствие голосовой связи, эта услуга на «Телематике» не предоставляется вообще. Звонить «голосом» с таких SIM-карт все равно не предполагается, зато оформление может быть упрощено и вероятность нецелевого использования почти нулевая.

Нужно ли было создавать специальный тариф для таких, казалось бы, нишевых проектов? Тем более, что по своим базовым ценовым параметрам «Телематика» не отличается от общедоступного тарифа «Онлайнер», те же 4,75 руб. за один мегабайт трафика с килобайтным округлением сессии. Как выяснилось, сам тариф «Телематика» является только одним из компонентов нового направления, которое в МТС намерены активно развивать. Специально для Mobile-Review своим видением уже недалекого будущего поделился Юрий Островский, начальник отдела разработки продуктов департамента по развитию конвергентных решений.

Направление М2М (machine-to-machine) является чрезвычайно перспективным и динамично развивающимся. Сейчас таких «механических» абонентов сравнительно мало, но потенциально их может оказаться не меньше, чем живых пользователей. И растет этот рынок очень быстро. Уже сегодня было бы трудно или экономически неэффективно отказаться от мобильной передачи данных между устройствами. Банкоматы и платежные терминалы стоят на каждом шагу и почти все они оснащены GPRS-модулями, тянуть к каждому «железному ящику» кабель было бы слишком дорого.

Кстати, меня всегда настораживали неприметные GSM-антеннки на банкоматах. Наличные и безналичные деньги через них перемещаются серьезные, а пакетная передача данных – штука не стопроцентно надежная. Окажется фрагмент сети перегружен голосом в неподходящий момент, и нет передачи данных. Юрий объяснил, что необходимая в этих случаях надежность достигается двойным резервированием, при необходимости данные могут передаваться по коммутируемому каналу связи CSD (Circuit Switched Data) и даже через SMS-обмен.

Чтобы не пересказывать своими словами, небольшая цитата из заботливо подготовленного пресс-службой МТС материала:

«Оценивая мировой рынок M2M, эксперты приводят следующие цифры: сегодня в мире действует около 100 млн. устройств, дистанционно передающих данные в центры обработки информации. По оценкам экспертов, оптимальный способ передачи данных M2M – через беспроводные сети. Помимо очевидной экономии на прокладке кабелей беспроводная передача данных обеспечивает существенное сокращение продолжительности сессий между устройствами: в мобильной сети средняя продолжительность сессии передачи данных сегодня составляет около 5 сек. против примерно 20 сек. для проводной сети общего пользования. Прогнозируемый рост рынка М2М в мире, по оценке агентств Future World Consultancy, RSA, Allied Business, Berg Insight, ABI Research, - 80-120% в год до 2012 года.

M2M сервисы в России и странах СНГ сегодня находятся на первоначальном этапе развития. Например, по нашим оценкам, количество M2M модулей в сети МТС на наиболее развитом в этом отношении рынке – в Москве сегодня составляет менее одного процента абонентской базы. В то же время, российский рынок M2M стремительно растет, и МТС рассчитывает стать лидером этого перспективного сегмента рынка. Тариф «Телематика» - это первый шаг МТС в стратегии развития M2М сервисов. В течение ближайших пяти лет, по нашим консервативным оценкам, число пользователей M2M сервисов МТС в России превысит 3 млн.»


Среднемесячный доход от «механического» абонента обычно составляет 5-8 долларов, но такие «пользователи» предсказуемы и лояльны, это важно. Замена SIM-карты в модеме является операцией непростой и ради сиюминутной копеечной экономии никто этим заниматься не будет. А если терминалов сотни или тысячи? А если SIM-карты установлены в системах, мониторящих давление в трубопроводе где-нибудь на краю света? Тут уж поневоле будешь стопроцентно лояльным абонентом.

Потребление GPRS-трафика такими абонентами невелико. Устройства, используемые на транспортных средствах, потребляют 5-15 Мб. в месяц, банковский терминал может «съедать» больше 50 Мб. в месяц. Несмотря на скромные показатели доходности каждой отдельной SIM-карты, стабильный и быстро растущий общий доход внушает оптимизм. В компании взялись за этот сегмент рынка со всей серьезностью и намерены разработать комплекс целостных предложений и решений «под ключ». В качестве примеров уже состоявшихся проектов говорят о положительном опыте сотрудничества с «Зеленоградским автокомбинатом», которому за счет использования технологий мониторинга автотранспорта удалось сократить непроизводственные пробеги автомобилей и расход горюче-смазочных материалов на 5% и обеспечить тем самым снижение расходов на 6,1 млн. руб. в год. В ноябре 2009 года МТС и «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК) запустили в столичном районе совместный проект по обеспечению контроля энергопотребления. SIM-карты установлены в счетчики потребления энергоресурсов, которые обеспечивают непрерывную передачу информации на сервер Центральной системы учета энергоресурсов МОЭК.

Данный сегмент рынка выглядит привлекательно и с точки зрения роста абонентской базы, ведь каждый «механический» абонент учитывается в статистике как обычный. Пока число таких SIM-карт сравнительно невелико, но если прогнозируемый быстрый рост состоится, то аналитикам станет труднее высчитывать среднее число SIM-карт, приходящееся на каждую «живую абонентскую душу».

Собственно тариф

Как уже написал, голосовые вызовы не предусмотрены. Только GPRS, MMS, SMS и передача данных по коммутируемому каналу с ценой 1,35 руб. за минуту как исходящего, так и входящего вызова. Тариф является своего рода «гибридом»: при небольших эпизодических потребностях можно использовать базовый вариант без абонентской платы, при более заметных «аппетитах» устройства можно подключить один из предусмотренных пакетов от 5 до 90 Мб. Подключенный пакет действует бессрочно, возобновление 1-го числа каждого месяца. Абонентская плата за пакет GPRS-трафика списывается 2-го числа каждого месяца в полном объеме. Подключенный пакет будет действовать до момента его смены или отключения абонентом. Трафик, включенный в пакет, можно расходовать в течение календарного месяца, неиспользованный остаток трафика на следующий месяц не переносится.

Из прочих важных особенностей – единая цена на передачу данных во внутрисетевом роуминге и покилобайтное округление сессии, при большом количестве генерируемых машиной микро-сессий это существенный плюс. Как и в любом другом корпоративном тарифе в «Телематике» предусмотрена матрица скидок в зависимости от объемов начислений и количества подключенных SIM-карт.

Для частных пользователей тариф особого интереса не представляет, в базовом варианте «Онлайнер» выгоднее (скидка в ночное время). А для больших объемов трафика рациональнее использовать «Коннект». Небольшая пользовательская ниша – стабильно потребляющие сравнительно небольшие объемы (менее 100 Мб.) трафика, в этом случае «Телематика» с подключенным пакетом позволит немного сэкономить. Еще один потенциальный потребитель – человек, нуждающийся в гарантированном резервном канале доступа к интернету в поездках. 1,35 руб./мин. за CSD-доступ во внутрисетевом роуминге является вполне гуманной ценой. Да, в эпоху 3G скорость 9,6 Кбит/с. вызывает здоровый смех, мегабайт данных будет передаваться минут 15. Зато почти гарантированный доступ к сети вне зависимости от наличия/работоспособности GPRS. Можно еще вспомнить жалобы на троянские программы, которые во время интернет-сессии незаметно для пользователя инициируют дорогостоящие вызовы, на тарифе с отключенной голосовой связью такой фокус не пройдет.

Предсказывают мощный глобальный рост сферы M2M. Мы решили написать об этом направлении: каким бизнесам нужен M2M, кто занимается межмашинным взаимодействием в России и мире.

M2M (Межмашинное взаимодействие, Machine-to-Machine) - общее название технологий, которые позволяют приборам обмениваться информацией друг с другом. Это проводные и беспроводные системы датчиков, которые передают информацию от одного устройства другому.

Рынок M2M

В мире насчитывается более 2 миллиардов «связей» между 200 млн приборов. Ожидается, что к 2022 году число таких связей составит 18 миллиардов.

Объем мирового рынка эксперты оценивают в $250 миллиардов, а к 2022 году прогнозируют до $1,2 триллиона. Такой рост связан с развитием технологий облачных вычислений и ростом продаж смартфонов.

Согласно исследованию Deloitte, в 2014 году проникновение смартфонов увеличилось на 19% по сравнению с прошлым годом и достигло 66%.

M2M спасет сотовых операторов?

Ежегодно пользователи все меньше и меньше покупают у сотовых операторов мобильные сервисы (подписка на новости о погоде и пр.). По этой причине некоторые из операторов начинают искать альтернативные источники доходов - и плотнее занимаются M2M-решениями. Сейчас операторы предлагают не только связь между приборами, но и другие сервисы - например, аналитику.

На данный момент M2M-соединения составляют 3% от общего числа всех мобильных соединений. В мире 428 сотовых операторов предлагают M2M - а это 40% от всех мобильных операторов.

На российском M2M-рынке ключевыми игроками являются сотовые операторы и банковский сектор. Аналитики оценили российский рынок в $3 миллиарда на конец 2013 года.

Самый большой рынок M2M - это Азия (42%). Затем Европа (28%), Северная Америка (18%) и Латинская Америка (8%).

Самыми большими рынками по странам для M2M являются Швеция (23%), Норвегия (15%), Новая Зеландия (14%) и Финляндия (11%). Интересно, что США находится только на 8-м месте.

Сегодня M2M-решения применяются в логистике, безопасности, потребительской электронике, промышленности, медицине, энергетике, торговле, ЖКХ и многих других отраслях.

Зачем нужен M2M?

Повышение эффективности ИТ для бизнеса и власти.

Государственные и частные организации могут значительно выиграть по части автоматизированных бизнес-процессов, планирования ресурсов (ERP) и оптимизации управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).

M2M добавляет новые функции в ваши продукты и ​​услуги. Например, электронику можно напрямую связать с охранными системами или страховой компанией - чтобы вовремя предотвращать проблемы.

Позволяет компаниям соблюдать нормативные требования.

Иногда государственное регулирование подразумевает постоянное снятие показаний с приборов. Этот фактор может дать сильнейший толчок роста для M2M в ближайшие 2-3 года.

Экология.

M2M в режиме реального времени помогает оптимизировать процессы. Например, на автопарковке M2M может сократить количество времени на поиск свободного места - тем самым уменьшить количество выброшенных в воздух машинных выхлопов.

Лидеры M2M

Сейчас глобальными лидерами в области M2M являются американские (AT&T, Sprint, Verizone и др.) и европейские (Telenor Connexion, Vodafone, Telstra и др.) операторы.

Формирование российского рынка M2M началось в 2000-х - тогда у операторов сотовой связи появились соответствующие тарифы для корпоративных пользователей.

Первыми потребителями стали крупные автопарки, отслеживающие местоположение своего транспорта. Затем к ним присоединились заказчики из финансовой сферы, применяющие M2M для связи с кассами в магазинах. Большой толчок в развитии рынок получил за счет повсеместного распространения терминалов оплаты услуг.

В России свои решения предлагают сотовые операторы: МТС , Beeline , «Мегафон» , Tele2 и другие.

Несмотря на то что M2M напрямую связан со сферой (IoT), мы будем рассматривать только горизонтальные решения - непосредственно Machine-to-Machine. Таких решений, при том не связанных с сотовыми операторами, в России очень мало. Можно отметить компанию M2M-Телематика .

Появляются также молодые игроки - например, резидент Фонда «Сколково» компания GO+ . С помощью платформы можно как разворачивать уже существующие M2M-сети, так и создавать новые на базе предоставляемых API. Основатели проекта сообщают, что система не привязана к конкретному типу и производителю оборудования. Решение представлено как для свободного, так и коммерческого пользования - All-in-One. Доступ к клиентской части сервиса предоставляется посредством браузера или мобильного приложения.

В этом году проект стал финалистом конкурса Startup Village и победил в номинации Intel-Skolkovo Global . Проект также был отобран в полуфинал конкурса стартапов SLUSH 2013 и презентовал свой проект в Хельсинки.

Один из основателей GO+, Александр Гранкин, считает, что M2M в России в первую очередь необходим для оборудования транспортной инфраструктуры и современных медицинских устройств.

Смогут ли облачные сервисы потеснить сотовых операторов?

Что касается перспектив рынка, то Александр Гранкин признает, что еще какое-то время монополия в M2M сохранится за операторами сотовой связи.

Мы решили поинтересоваться у экспертов: есть ли у облачных M2M-сервисов, не связанных с сотовыми операторами, возможность потеснить этих самых операторов?

Восков Леонид Сергеевич - профессор, кандидат технических наук, доцент кафедры вычислительных систем и сетей МИЭМ НИУ ВШЭ - считает, что облачные системы найдут свою нишу наряду с сотовыми операторами.

Он также предсказывает проблему: все больше электроэнергии потребуется на проработку объемов информации, так что электричества будет не хватать.

Анатолий Левенчук - Президент TechInvestLab - считает, что «облачность» не является определяющим фактором в развитии решений M2M.

Он говорит, что будущее сферы M2M зависит не столько от новых технологий, сколько от невмешательства государства.

Анатолий Левенчук

Президент TechInvestLab

Если у вас радиоканал определенного диапазона, то вы можете иметь в нём радиостанции только лицензированные - на этом искусственном ограничении государства и работают сотовые операторы, эксплуатируя свои лицензии. Изменить это могут только современные технологии радиосвязи, осторожно внедряющиеся в нелицензируемых узких диапазонах радиоспектра. Драйвером этого служат новые изобретения, обкатываемые сегодня в этих нелицензируемых диапазонах (вот, например, одно из относительно новых).

Проблема отмены старого режима лицензирования спектра, используемого устройствами допотопных технологий, носит название Open Spectrum. Вот популярный фильм на эту тему.

Пока о реформе спектрового регулирования говорят только в узких кругах, то сотовые операторы будут доминировать: их доминирование охраняется государством. Ну а дальше будет передележка рынка, как всегда в ситуации смены технологий.

То есть развитие в этой отрасли зависит не от технологических и бизнес-решений, а от лоббизма, политики и прочих невкусных гадостей смычки крупного бизнеса и государства в части принудительного регулирования использования радиочастот.

А как вы считаете, как вашему бизнесу может помочь M2M?


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении